Мир моды 18 ноября всколыхнула печальная весть — в Париже возрасте 77 лет от сердечной недостаточности скончался знаменитый французский модельер тунисского происхождения Аззедин Алайя (Azzedine Alaia). Любимец женщин – звезд шоу-бизнеса, моделей и политиков. Его наряды с трепетной любовью к автору носили Мадонна, Тина Тернер, Наоми Кэмпбелл, Виктория Бекхэм, Леди Гага, Стефани Сеймур и Мишель Обама. Аззедин — модельер-бунтарь, модельер-неконформист, творивший по своему собственному графику, не зависящему от недель моды и ожидаемых показов. Дизайнер, не признававший мнение легендарной Анны Винтур. Впрочем, как и она не спешила его признавать – однажды не посетила в Америке важный для него показ. Король облегающих силуэтов в женских нарядах, в 17 лет приехавший в Париж покорять высокий мир моды, а покорил со временем весь мир своими невероятно женскими и сексуальными нарядами…

Конструктор женских нарядов и певец женских тел

В мире моды Аззедина Алайю называли «скульптором моды и королем стрейча». Он же сам не называл себя модельером – предпочитал слово «конструктор». Вероятно потому, работая и обучаясь у портного, параллельно изучал скульптуру. Его платья напоминают изваяния — Аззедин словно обволакивал женщину в свой наряд, подчеркивая в женской фигуре ту её часть, которая была выгодна самой владелице платья. Женщина в его нарядах словно преподносилась на пьедестал красоты и величия. За это его любили и обожали. Наоми Кемпбелл, наставником и другом которой он был, ласково называла Аззадина «папой».

Женщины в нарядах Аззедина выглядели необычайно сексуально, однако абсолютно не пошло. Он любил очень высокий каблук и короткую юбку, слыл королем облегающих изделий из кожи, и первым стал работать с этим натуральным материалом как с тканью. Он экспериментировал со всем, что облегало и подчеркивало женскую фигуру. До сих актуален популярный в его моделях кожаный корсет и облегающие, как у Алайи, силуэты женских нарядов. Что говорить – стиль идеального кроя Аззедина копировали и до сих пор копируют…

Покоритель Парижа

Аззедин Алайя родился 7 июня 1940 года в Тунисе, вырос в окружении женщин – бабушки, мамы и сестры-двойняшки. Возможно, отсюда у него тонкое понимание женской сути и знание, чего хотят женщины. Благодаря сестре с детства читал и смотрел модные глянцевые журналы.

В 1957 году Аззедин, по напутствию своего дедушки, приезжает в Париж и даже устраивается там на работу в Модный дом Dior. Но из-за проходившей тогда войны за независимость во Французском Алжире через пять дней был уволен. До 1970 года работает в столице Франции в ателье у Ги Ларош (Guy Laroche) и Тьери Мюглер (Thierry Mugler), пока в 1970-м не открыл свою студию. Его клиентами были знатные и знаменитые женщины.

Мировая известность пришла к Аззедину в 1980-х, когда стало популярным его пальто из кожи, сшитое по запатентованной им технологии. Именно тогда он становится настоящим кумиром высокой моды, хотя при этом его показы проходят закрытыми, а его клиентки – исключительно женщины из мира моды, шоу-бизнеса: знаменитости, актрисы, топ-модели.

Алайя покоряет заокеанский мир моды

В 1982 году, после показа в популярном в Нью-Йорке торговом центре Bergdorf-Goodman, коллекции Аззедина попали на американский рынок и буквально покорили его. Тогда же ателье Алайи превратилось в модный дом, носящий его имя, а сам модельер выпустил свою первую коллекцию prete-a-porter. С тех пор он стал продавать свои изделия в Нью-Йорке, в Беверли-Хиллз. Пришло и признание и в Париже — Министерство культуры Франции назвало Аззедина модельером года.

Аззедин Алайя – автор костюмов для фотосессий во французском Elle, он создает коллекцию для съемок у знаменитого фотографа Жан-Поля Гуда (Jean-Paul Goude).

Таинственный Аззедин

Алайя свысока относился к мнению о себе самом, не заказывал рекламных кампаний своим коллекциям, предпочитал закрытые показы шумным неделям моды. Представители прессы помнят нашумевшую в 1992 году историю с Аззедином, когда он больше трех месяцев не давал согласия на показ своей весенне-летней коллекции в своем парижском ателье на улице де Веррери (rue des Verreries).

Аззедин носил костюм из черного китайского шелка, любил выходить в свет, держа на руках своего йоркширского терьера Патт а Пуф (Patte a Pouf). О нем не писали на первых полосах ведущих изданий, а о своем возрасте любил повторять: «Я ровесник фараонам».

Аззедин Алайя: «Послушайте, я живу день за днем. Будущее для меня — загадка. В жизни может измениться все, что угодно».

Неповторимый Аззедин

Он стал культовым модельером в 1970-х, когда знаменитые и влиятельные женщины полюбили его облегающие платья из кожи и замши. О нем тогда говорили, что заказывая платье у Алайи, ты получишь идеальную фигуру с прекрасным бюстом и пышными формами. Благодаря ему появились маленькие черные платья с множеством застежек «молний». А в 1995-м году Аззедин даже использовал в своей коллекции материал, которым в NASSA оббивали стены и потолки.

Настоящим событием мира кино и высокой моды стало появлением в 1985 году американской певицы, киноактрисы и модели Грейс Джонс (Grace Jones) на церемонии вручении «Оскара» в платье из латекса в пол цвета фуксии с накидкой на голову от Аззедина Алайи. Именно за это платье он получил титул King of stretch. А однажды, во время съемок передачи на французском телевидении, Грейс Джонс вынесла маэстро-дизайнера на руках — Аззедин был очень маленького роста, и большинству своим заказчицам и моделям не доставал даже до плеча.

Знаменитости об Аззедине Алайя

В день, когда стало известно, что Аззедин Алайя скончался, модели, актрисы, знаменитости в соцсетях публиковали свои фото с ним и выражали искренне глубокое соболезнование об его уходе. Вот некоторые из таких сообщений:

Мадонна: «Боже, Благослови это. Талантливая и красивая душа! Azzedjne Alaia. Мне так повезло узнать его. Работать с ним и смеяться вместе с ним! Пусть он покоится в мире!»

Виктория Бэкхем: «Печальный день. Отдыхайте в мире, Аззедин Алайя… Мир сегодня стал намного менее прекрасным местом без Вас. Вы были настоящим мастером и одним из моих самых великих вдохновителей».

Синди Кроуфорд: «Так грустно просыпаться и услышать трагические новости, что Аззедин Алайя скончался. Помимо того, что он был творческим гением, он был одним из самых приятных людей, которых я когда-либо встречала. То, как он одевал тело женщины, было таким откровением для меня, тогда еще молодой модели в Чикаго, потому что его проекты охватывали меня. Одной из самых первых дизайнерских работ, которые я когда-либо покупала, был один из его знаменитых костюмов с узкой юбкой из кожаной ткани от Ultimo в Чикаго. Нося одежду с поясом от Алайи на моей талии, я ощущала себя на миллион долларов. Какой честью было быть моделью для его показов всего несколько лет спустя в Париже в его ателье. Он заставлял все свои модели чувствовать себя красивыми, и мир моды никогда не забудет его».

Мэй Маск: «Ты был таким добрым, милым, талантливым, любимым и щедрым человеком».

Бланка Ли, хореограф, режиссер, танцовщица и актриса: «Аззедин, мы будем очень скучать по тебе… Мы всегда будем танцевать».

Abbas Dalhatu, дизайнер: «Алайя был гением моды со многими знаковыми произведениями, мастером-кутюрье, королем стрейча и просто потрясающим дизайнером».

И отдельной главой — Аззедин и Наоми…

Наоми Кемпбелл: «Я никогда не буду частью кого-либо или чего-нибудь, что содержит неуважение к моему папе».

Наоми Кемпбелл: «Я впервые встретила Аззедина, когда мне было 16 лет. Это был мой первый день работы в Париже, и кто-то украл все мои деньги. Я никого не знала в городе и не знала, как и что я буду есть. И одна модель, которая работала в шоу Аззедина, взяла меня на обед, и я поела очень хорошо. Я сразу же подумала, что он очень милый, нормальный и скромный человек, потому что сам готовил обед на кухне. Я не сказала ни слова, потому что я не говорила по-французски. Но когда я уходила, он подарил мне подарок — платье. После этого, когда бы я ни приехал в Париж, я останавливалась у него. Он давал мне свою комнату, и она у меня все еще есть. Моя мама не хотела, чтобы я ходила на дискотеки, и она никогда не отпускала меня туда. Однажды я вылезла из окна, внизу меня ожидало такси. Когда Аззедин узнал, он переселил меня в комнату над ним, чтобы, если бы я хотела выйти, то мне пришлось бы пройти через его комнату…»

Наоми Кемпбелл: «Мои отношения с Аззедином отличаются от тех, которые у меня есть с другими дизайнерами, потому что он единственный, с кем я жила. Я называю его «Папа », и у нас действительно отношения отца и дочери. Я очень счастлива и мне повезло, что я встретила его. Его дружба очень важна для меня, и я надеюсь, что для меня это навсегда. Это больше, чем просто материальные вещи и одежда. Он для меня тот в этом мире среди тех людей, кого я знаю, кому я могу позвонить, где бы я ни была, что бы со мной ни случилось, или если просто хочу поговорить».

Аззедин Алайя о Наоми Кемпбелл: «Для меня Наоми действительно моя дочь. Я думаю, что я так привязан к ней, потому что мы оба очень похожи. Мы оба можем быть совершенно невыносимыми! Серьезно, при первой встрече с ней она может показаться очень оборонительным человеком. Но однажды, когда она завоевала доверие, она впускает тебя в свой мир. У нее может быть репутация непростого, сложного человека, но на самом деле она совсем не такая. Она очень хрупкая личность, которая нуждается в любви. Ее нужно любить…»

Фото – Инстаграм