С Монсеррат Кабалье прощались 8 октября 2018 года. Знаменитую оперную диву похоронили в Барселоне на кладбище Сан-Андреу, вместе с её родителями. Церемония прощания с легендарной певицей была открытой для публики, однако прошла без телевизионных камер.

Сердце Монсеррат Кабалье перестало биться 6 октября 2018 года. Певица скончалась на 86-м году жизни в больнице «Сан-Пау» Барселоне. Она долгое время болела, однако снова и снова возвращалась к форме и продолжала выступать и гастролировать, даже в инвалидном кресле.

Свой последний день рождения Монсеррат Кабалье также отметила на гастролях. Как раз в день своего 85-летия певица прилетела в Киев, где 14 апреля дала большой концерт.

От оперы- до рока…

Творческое наследие великой Монсеррат – это 88 ролей и около 800 камерных произведений. За весь период своей карьеры певица исполнила множество партий — от Памины до Изольды, от Эльвиры до Турандот. И навсегда запомниться любившей её публике, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Пуччини, Беллини и Доницетти.

Любители рок-музыки любят Монсеррат за совместноый альбом, записанный в 1988 году с лидером группы Queen Фредди Меркьюри. Это пластинка Barcelona, заглавная песня которого посвящена родному городу Кабалье — Барселоне. Песня стала одной из двух официальных песен летних Олимпийских игр 1992 года, проходивших в столице Каталонии. Кроме того, в 1997 году совместно со швейцарской рок-группой Gotthard Кабалье записала рок-балладу One Life One Soul.

А родилась великая Монсеррат в бедной семье…

Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк – это полное имя певицы. В её родовом дереве не было ни дворян, ни интеллигентов. Монсеррат Кабалье родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне. Монсеррат родилась и выросла среди рабочего класса. Отец работал на производстве химических удобрений, он был рабочим на заводе. Мама певицы тоже много работала, выполняла любую работу. В юности Монсеррат также много работала, чтобы помочь родителям. Она кем только звезда ни была — продавщицей, швеей, закройщицей. Девочка училась в консерватории при барселонском театре Лисео. Потом поступила в Базельскую оперу, где в её репертуар вошли роли Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи.

Как засияла звезда певицы Монсеррат…

7 января 1962 года дебютировала на сцене театра «Лисео» в опере Рихарда Штрауса «Арабелла». Монсеррат Кабалье пела в оперных театрах Европы — в Бремене, Милане, Вене, Барселоне, Лиссабоне. В Мехико в 1964 году она исполнила партию Манон в одноимённой опере Массне.

Всемирная слава пришла к Кабалье в 1965 году, когда она заменила американскую певицу Мэрилин Хорн в партии Лукреции Борджии в одноимённой опере Гаэтано Доницетти. Хорн заболела,  и в «Карнеги-холле» вместо неё пела Кабалье. Триумф Монсеррат был ошеломляющим — публика 20 минут не отпускала певицу под бурные овации.

Из рецензии газеты «Нью-Йорк Таймс»: «Мисс Кабалье достаточно было спеть первый романс… и стало ясно, что она не только обладает чистым и прекрасным голосом, но и превосходно владеет вокальным мастерством… Она может парить на pianissimo в высочайшем регистре, полностью контролируя каждую ноту, а при наивысшей громкости голос не теряет ясности и точности контура…   »

А вот что писала газета «Геральд Трибюн»: «Никакая предварительная реклама не могла бы предвосхитить исключительности впечатления, которое эта статная женщина, будто сошедшая с полотен Гойи, произвела на аудиторию, уже испорченную такими звездами как Каллас и Сазерленд. Когда Кабалье спела свою первую арию…что-то изменилось в атмосфере. На секунду показалось, что люди перестали дышать…»

Монсеррат Кабалье: «Моя история, история моей дочери — подтверждение того, что счастье не может быть только семейным или сугубо профессиональным. Счастье — это все в комплексе. Это гармония».

Монсеррат Кабалье: «Наша семья гармонична…»

В 1964 году она вышла замуж за Бернабе Марти. У пары родились двое детей – в  1966 году родился сын Бернабе, в 1972 году — дочь Монсеррат. Бернабе стал бизнесменом, а Монсеррат также стала певицей, одной из самых знаменитых сегодня в Испании.

Монсеррат Кабалье: «Я счастлива, что судьба мне позволила сделать карьеру. Но в первую очередь я горжусь тем, что создала прекрасную семью, и у меня двое замечательных детей. В родительском доме, наблюдая за отношениями мамы и папы, я поняла, что важно равенство в семейных отношениях. У нас было заведено со времен моего детства, что никто ни над кем не главенствует. И таким же образом мы с мужем пытаемся вырастить своих детей. У каждого ребенка, человека есть своя индивидуальность, свой характер, который нужно уважать. И я с гордостью могу утверждать, что наша семья гармонична. Я всегда старалась сделать так, чтобы мои дети не страдали оттого, что их мама — знаменитость. Ведь, в конечном итоге, музыка — это лишь только моя работа. И, помимо музыки, у меня, конечно, есть и другие интересы и обязанности. И это, прежде всего, моя семья. Я надеюсь, что для своей семьи и своих друзей я все-таки нужнее, чем для искусства. И когда наступит момент, что я не буду больше петь, я не хочу, чтобы меня жалели. Я все равно буду счастлива. Жизнь сама по себе прекрасна, главное — не портить ее собственными ошибками».

Известен случай, когда Кабалье пожертвовала концертом ради здоровья сына. Как-то накануне гастрольного концерта Кабалье узнала, что ее сын заболел. И не раздумывая, певица улетела в Испанию к сыну. Бернабе вскоре поправился, а театр потом судился с Монсеррат за сорванный концерт, балеты на который были проданы заранее. Но театр проиграл.

Монсеррат Кабалье: «У меня лучший супруг. Как только в графике появляется свободное время, провожу его исключительно с семьей»

Интересный факт: В Санкт-Петербурге сейчас проживают родственники Монсеррат Кабалье по линии матери. Они были депортированы в СССР из Испании. И каждый раз, как Кабалье приезжала на гастроли в Россию, она гостила у них Питера.

Из вокальной сокровищницы Монсеррат Кабалье:

  • партия Нормы в одноименной опере Винченцо Беллини — видеозапись из древнеримского театра в городе Оранж, сделанная 20 июля 1974 года;
  • также 3 спектакля «Нормы» в рамках гастролей театра «Ла Скала» в Москве летом 1974 года, где Кабалье имела огромный успех (велась запись Центрального телевидения СССР);
  • партия Имоджене в опере Винченцо Беллини «Пират» — партия из репертуара эпохи бельканто и, по признанию самой Кабалье, самая трудная в её репертуаре за всю карьеру;
  • запись по трансляции из Флоренции с фестиваля «Флорентийский музыкальный май» (июнь 1967 года);
  • партия королевы Елизаветы в опере Гаэтано Доницетти «Роберто Деверё» — Кабалье исполняла её неоднократно и в разные периоды своей карьеры; в частности, сделана запись по трансляции из Нью-Йорка 16 декабря 1965 года (концертное исполнение в «Карнеги-холле»);
  • партия Леоноры в «Трубадуре» Джузеппе Верди — запись по трансляции из Флоренции в декабре 1968 года, дирижёр Томас Шипперс; также видеозапись 1972 года из Оранжа, где Монсеррат Кабалье выступала вместе с Ириной Архиповой.

Монсеррат Кабалье о здоровье:

«Я вегетарианка, веду здоровый образ жизни. Стараюсь не есть слишком острого, холодного, жирного… Правда, от сладостей не всегда могу отказаться. А голос зависит от тренировок: чем чаще ты поешь, тем лучше это получается. Каждое утро делаю специальную дыхательную гимнастику, распеваюсь в репетиционном зале… В каком-то смысле это сродни спорту: перестаешь тренироваться – теряешь форму».

Монсеррат Кабалье: «Да и, в конце концов, важно не то, что снаружи, а что у тебя в душе».

Монсеррат Кабалье о себе:

«…я достаточно скромный человек, не требую никакого пафоса. Так же, как и дорогих подарков. Из украшений, например, ношу только букву «М», которую муж подарил на 25-летие свадьбы, и маленькие иконки на цепочке — изображения святых, покровительствующих моей семье».

«В юности, в самом начале, меня очень ранила фраза одного маститого продюсера: мол, с такой фигурой мне не стать известной певицей. То есть вы понимаете, как он меня оценивал? Иными словами, можно даже не слушать, как ты поешь, никому это не важно… Тогда моим продвижением занялся мой брат: он понял, что к чему».

«Моя история, история моей дочери — подтверждение того, что счастье не может быть только семейным или сугубо профессиональным. Счастье — это все в комплексе. Это гармония».

Монсеррат Кабалье о возрасте: «Давно поняла: душа не имеет возраста. Годы – это лишь цифры в паспорте, а главное – то, что внутри. Я нахожусь на том этапе, когда еще многое хотелось бы сделать».

Монсеррат Кабалье о секрете крепкой семьи: «Наверное, секрет в понимании. А еще в одинаковых профессиях. В прошлом Бернабе – тенор. Так что знает всю сложную кухню, как никто другой. Потому нам удавалось избегать многих конфликтов. У меня лучший супруг. Как только в графике появляется свободное время, провожу его исключительно с семьей».

Монсеррат Кабалье о роскоши и подарках: «Очень вас прошу, не тратьте на подарки бог знает какие деньги! Ведь даже украшения, в которых я выхожу на сцену, в основном бижутерия. А какая разница, если и бижутерия, и бриллианты сияют одинаково? Да и, в конце концов, важно не то, что снаружи, а что у тебя в душе».