Выключен свет, эхо даже мягкой поступи отбивается от стен. Еще недавно наши залы были полны людей, сегодня – мы наслаждаемся тишиной. Картины размеренно дышат, создавая непередаваемую энергию пространства, пространства, где нет ничего, кроме искусства.

Локдауны за год стали чем-то обыденным, даже привычным, и мы уже научились извлекать пользу из них. Берем это время как тайм-ауты между рывками, которые так же быстротечны и вихреобразны, как торнадо: вот эта воронка засасывает и кружит, а через пару месяцев – тишь и гладь. Самое время посмотреть и увидеть, как искусство поменялось за год.

Художники – те еще зеркала. Они рефлексируют на всё, и чем острее конфликт – тем более глубокими и кричащими становятся их работы. Актуальность приобретают вопросы глобальной катастрофы: на полотнах появляются маски, противогазы, скафандры, прутья, клетки, заборы, и человек – этот герой антропоцентричного ранее мира, превращается в жертву своего мнимого величия.

Фото: Eugen Fullen

Но, чем более удручающим видится будущее человечества творцам, тем менее зритель хочет на это смотреть: он, итак, достаточно повидал. В этой лодке мы все равны. Хотя, кое-что нас все-таки отличает: в то время, как художники стремятся выразить масштаб трагедии в своих работах, зритель ищет пути к забвению этой трагедии. Поэтому, спрос на искусство во время локдаунов лишь растет, но это искусство – о поиске баланса или радости.

Чем заняты галеристы во время локдауна? Мы, по традиции, готовим новые выставки – только без дат. Прекрасный повод положиться на судьбу и заучивать мантру «Всему свое время». Прошлые вспышки мероприятий между карантинами показали, что зритель жаждет физических выставок, такого спроса на посещения не видовал 2019 и ранние годы. Художники плодотворны как никогда, а общество ищет впечатлений, эстетики и социализации благодаря искусству. Организовывать диалог между художником и зрителем и есть наша миссия, мы продолжим ее исполнять.

Фото: Eugen Fullen

Многие галереи тестируют новые форматы, среди которых – онлайн-экскурсии, 3d-туры, виртуальные экспозиции. Это – определенно шаг в будущее, но, мне кажется, все еще суррогат: формат, способный тотально заменить ныне существующий реальный – только нащупывается, и по моему мнению, еще не рождён.

Парадоксально, но, несмотря на кризис, спрос на искусство возрастает прямопропорционально тому, как людей закрывают по домам. Нетрудно догадаться, почему. Находясь в «четырех стенах», одним из способов улучшить свое пребывание в пространстве является его совершенствование, а это, определенно, ремонт и дооформление интерьера. Чаще всего, декорирование оставляют «на потом, когда въедем», и, поскольку нет ничего более постоянного, чем временное, забывают о нем. Карантин вежливо напоминает: «А вот тут ты планировал повесить картину, помнишь?» — и вот мы уже везем работы на примерку. Да, такая опция есть. Для нас, галеристов, это всегда прекрасный повод вырваться из дома, осуществляя миссию организации свидания художника и зрителя.

И, кстати, кризисы всегда были временами большого спроса на арт, как способа финансовых сбережений. Запросы на ликвидное искусство не прекращают поступать. Единственная зримая разница в том, что теперь коллекционеры ищут не просто «модное» искусство, но и обращаются к его содержанию. Этому есть объяснение.

В моду снова входят классические и импрессионистические пейзажи: ненавязчивые, успокаивающие, монотонно-пастельные, такие, чтобы не перегружали и без того подвижную психику. На них приятно смотреть, они являются той самой соломинкой, за которую хочется хвататься взглядом, удержать – и задержаться, представляя себя в этом спокойствии.

Растет количество запросов на яркую безудержную абстракцию и экспрессионизм. Это для тех оптимистов, которые во всем стремятся видеть процветающее будущее. Абстракция хороша тем, что в ней нет предела фантазии, можно каждый день видеть разное: шумный гул вечеринок, которых мы лишены, парад планет и космос, в который мы обязательно полетим, да что угодно, лишь бы не смотреть на серый карантинный заоконный пейзаж.

Фото: Eugen Fullen

И, еще одним открытием для меня стал повышающийся спрос на экстерьерные работы. Не удивительно, что за 2020 многие переехали в загородные дома, где стали больше времени проводить на улице – теперь свежий воздух еще ценнее. И, соответственно, выросла потребность украшать прилежащие к дому площадки. «Английские газоны» становятся целым парком, если посередине размещена скульптура.

Когда локдауны по всему миру вводят людей в уныние, сложно недооценивать роль искусства: светлое всегда лучше видно в тёмные времена. Наверное, поэтому, оно и вечно, и именно поэтому, я бы ставила его в категорию «первой необходимости», пусть и в своих мечтах.

Вы знаете, что ночь в музеях никогда не бывает темной? В них всегда есть свет, идущий от картин.

Автор: Лика Спиваковская, основатель Spivakovska ART:EGO gallery и управляющий партнер MANDARIN MAISON art gallery.