Выключен свет, эхо даже мягкой поступи отбивается от стен. Еще недавно наши залы были полны людей, сегодня – мы наслаждаемся тишиной. Картины размеренно дышат, создавая непередаваемую энергию пространства, пространства, где нет ничего, кроме искусства.
Локдауны за год стали чем-то обыденным, даже привычным, и мы уже научились извлекать пользу из них. Берем это время как тайм-ауты между рывками, которые так же быстротечны и вихреобразны, как торнадо: вот эта воронка засасывает и кружит, а через пару месяцев – тишь и гладь. Самое время посмотреть и увидеть, как искусство поменялось за год.
Художники – те еще зеркала. Они рефлексируют на всё, и чем острее конфликт – тем более глубокими и кричащими становятся их работы. Актуальность приобретают вопросы глобальной катастрофы: на полотнах появляются маски, противогазы, скафандры, прутья, клетки, заборы, и человек – этот герой антропоцентричного ранее мира, превращается в жертву своего мнимого величия.

Но, чем более удручающим видится будущее человечества творцам, тем менее зритель хочет на это смотреть: он, итак, достаточно повидал. В этой лодке мы все равны. Хотя, кое-что нас все-таки отличает: в то время, как художники стремятся выразить масштаб трагедии в своих работах, зритель ищет пути к забвению этой трагедии. Поэтому, спрос на искусство во время локдаунов лишь растет, но это искусство – о поиске баланса или радости.
Чем заняты галеристы во время локдауна? Мы, по традиции, готовим новые выставки – только без дат. Прекрасный повод положиться на судьбу и заучивать мантру «Всему свое время». Прошлые вспышки мероприятий между карантинами показали, что зритель жаждет физических выставок, такого спроса на посещения не видовал 2019 и ранние годы. Художники плодотворны как никогда, а общество ищет впечатлений, эстетики и социализации благодаря искусству. Организовывать диалог между художником и зрителем и есть наша миссия, мы продолжим ее исполнять.

Многие галереи тестируют новые форматы, среди которых – онлайн-экскурсии, 3d-туры, виртуальные экспозиции. Это – определенно шаг в будущее, но, мне кажется, все еще суррогат: формат, способный тотально заменить ныне существующий реальный – только нащупывается, и по моему мнению, еще не рождён.
Парадоксально, но, несмотря на кризис, спрос на искусство возрастает прямопропорционально тому, как людей закрывают по домам. Нетрудно догадаться, почему. Находясь в «четырех стенах», одним из способов улучшить свое пребывание в пространстве является его совершенствование, а это, определенно, ремонт и дооформление интерьера. Чаще всего, декорирование оставляют «на потом, когда въедем», и, поскольку нет ничего более постоянного, чем временное, забывают о нем. Карантин вежливо напоминает: «А вот тут ты планировал повесить картину, помнишь?» — и вот мы уже везем работы на примерку. Да, такая опция есть. Для нас, галеристов, это всегда прекрасный повод вырваться из дома, осуществляя миссию организации свидания художника и зрителя.
И, кстати, кризисы всегда были временами большого спроса на арт, как способа финансовых сбережений. Запросы на ликвидное искусство не прекращают поступать. Единственная зримая разница в том, что теперь коллекционеры ищут не просто «модное» искусство, но и обращаются к его содержанию. Этому есть объяснение.
В моду снова входят классические и импрессионистические пейзажи: ненавязчивые, успокаивающие, монотонно-пастельные, такие, чтобы не перегружали и без того подвижную психику. На них приятно смотреть, они являются той самой соломинкой, за которую хочется хвататься взглядом, удержать – и задержаться, представляя себя в этом спокойствии.
Растет количество запросов на яркую безудержную абстракцию и экспрессионизм. Это для тех оптимистов, которые во всем стремятся видеть процветающее будущее. Абстракция хороша тем, что в ней нет предела фантазии, можно каждый день видеть разное: шумный гул вечеринок, которых мы лишены, парад планет и космос, в который мы обязательно полетим, да что угодно, лишь бы не смотреть на серый карантинный заоконный пейзаж.

И, еще одним открытием для меня стал повышающийся спрос на экстерьерные работы. Не удивительно, что за 2020 многие переехали в загородные дома, где стали больше времени проводить на улице – теперь свежий воздух еще ценнее. И, соответственно, выросла потребность украшать прилежащие к дому площадки. «Английские газоны» становятся целым парком, если посередине размещена скульптура.
Когда локдауны по всему миру вводят людей в уныние, сложно недооценивать роль искусства: светлое всегда лучше видно в тёмные времена. Наверное, поэтому, оно и вечно, и именно поэтому, я бы ставила его в категорию «первой необходимости», пусть и в своих мечтах.
Вы знаете, что ночь в музеях никогда не бывает темной? В них всегда есть свет, идущий от картин.
Автор: Лика Спиваковская, основатель Spivakovska ART:EGO gallery и управляющий партнер MANDARIN MAISON art gallery.