Премьера фильма «Прекрасная эпоха» французского режиссера Николя Бедоса состоялась на 72-м Каннском кинофестивале, где была очень тепло принята критиками и зрителями.
И именно этот фильм открывал юбилейный Международный одесский кинофестиваль. К сожалению, сразу после официальной части, большинство гостей традиционно покидает партер роскошного оперного театра, светское времяпровождение предпочитая кино… Но я отношусь к меньшинству в этом смысле, поэтому уже много лет подряд буквально «коллекционирую» фильмы, открывающие программу, и в июле приезжаю в Одессу, в первую очередь, за концентрированными кино-впечатлениями.
«Прекрасная эпоха» , на мой взгляд, была идеальным выбором команды ОМКФ, ведь задать правильный тон всему фестивалю, настроив на нужный лад, — важная задача. Не смотря на то, что фильм очень глубокий и
многомерный, беспощадно нажимающий на самые болевые точки, обнажающий очень «опасные» психологические вопросы о невозможности сохранить остроту чувств в длительных отношениях, — оказывается очень легким для восприятия и в целом романтичным произведением.
Его щемяще-нежная меланхолия рождается от осознания личных болезненных утрат и медленного угасания интереса к жизни с течением времени.
Светлая ностальгия провоцирует нас на бесконечные блуждания в наших внутренних лабиринтах рефлексий и гештальтов, подталкивает к разъедающим душу сравнениям не в пользу тому, чем обладаем. Этот фильм очень тонко анализирует потребность несовершенного человека совершить отчаянный побег туда, где он был однажды так счастлив…
Как говорил Иосиф Бродский «Ностальгия – это результат отказа от серьезных отношений с реальностью».
Изобретательная с точки зрения сюжета, сотканная из хитросплетений история о герое-ретрограде лично
меня абсолютно покорила. Во-первых, эту роль играет один из моих самых любимых актеров – Даниэль Отей, в которого я влюблена еще со времен шедевра «Девушка на мосту».
Его персонаж — некогда культовый иллюстратор Виктор слишком устал от личного конфликта с окружающей действительностью, напичканной современными технологиями… и когда неудачника-Виктора бросает самодостаточная, идущая в ногу со временем жена (в безупречном исполнении культовой Фанни Ардан), все вдруг переворачивается с ног на голову. Второе дыхание у героя открывается благодаря необычному развлечению: успешная компания предлагает Виктору с помощью сложной театрализации и полной исторической реконструкции, в мельчайших деталях воссоздать один день из его жизни, в который он хочет вернуться. Виктор выбирает день из далекого 74 года, когда в уже несуществующем кафе «Прекрасная эпоха» он познакомился со своей будущей-бывшей женой…
Что из этого получится – вам еще предстоит узнать, но, забегая наперед, скажу, что фильм способен растрогать и довести до слез, как мне показалось, даже закоренелых циников и скептиков. Фильм мгновенно затягивает и поглощает вас, вы неизбежно начнете фантазировать с энтузиазмом ребенка и примерять все
увиденное на себя, пытаясь найти ответ на вопрос: в какой день своей жизни я бы сбежал, будь у меня такая возможность?!
А затем вы, быть может, почувствуете, будто кто-то по-дружески похлопал вас по плечу и невзначай напомнил о главном: стоит ли так отчаянно бежать в прошлое, если кто-то, кто все еще рядом, может с искренним чувством взять твою руку и заглянуть в глаза так, словно все еще впереди…
А еще режиссер Николя Бедоса в своем видео-обращении к гостям фестиваля, которое красиво предвосхитило просмотр фильма на большом экране, признался, что поделился историей о своих родителях, о себе самом, и, конечно, о каждом из нас.. И мне кажется, что это и есть наивысшая миссия хорошего кино: освежить рецепторы, обострить все чувства, сбив привычную инерцию мыслей и чувств, даже сместить точку
сборки. И это случилось.
Спасибо, ОМКФ за возможность каждый год быть в потоке любви к настоящему кинематографу, открывать новые имена, быть свидетелем, как пишется новая история с пиететом и уважением к прошлому.