Ахтем Сеитаблаев — многогранная личность, которая в скором времени раскроет для зрителя еще одну свою, для кого-то неизвестную, сторону таланта. Поклонники творчества актера и режиссера увидят его в новом амплуа — в образе негативного героя, жестокого и чрезвычайно опасного.

В исторической биографической драме Игоря Висневского «Інший Франко» Ахтем сыграл Андрея Грищука, друга главного героя. Лента расскажет о жизни и загадочной гибели младшего сына Ивана Франко. Каким же был Петр Франко, которого называют «украинским Леонардо да Винчи»? Зритель впервые так близко познакомится с выдающимся исследователем, инженером-химиком, писателем, основателем «Пласта», авиатором, его семьей и деятельностью. Образ Петра на экране воплотил известный украинский актер Вячеслав Довженко.

Премьера фильма была запланирована на 2020 год, но из-за событий, связанных с пандемией и карантином, принято решение о переносе старта проката на следующий год. События в ленте развернутся в сложный для украинцев период 1910-1940 годов. Соответственно, зрители увидят и молодого Петра. Его сыграл актер Роман Кулиш, а его друга, Андрея Грищука, Андрей Фединчик. Саундтрек к фильму записала «Піккардійська Терція«.

Мы встретились с Ахтемом Сеитаблаевым, чтобы поговорить о его новой актерской работе и значимости фильма для украинского кино. Перед этим, благодаря студии Cinema Sound Production и ее соучредителю Владимиру Третьякову, нам удалось одним из первых посмотреть будущую драму. Именно здесь и проходила работа над звуком в фильме. С помощью технологии Dolby удалось создать продукт высочайшего качества и европейского уровня, что только улучшает впечатления от просмотра.

Ахтем, в титрах фильма указано два режиссера — Игорь Висневский и Виталий Малахов. Обратили внимание?

Думаю, Виталий Ефимович Малахов помогал изначально. Это художественный руководитель театра на Подоле, известнейший театральный режиссер. Мы с ним на площадке не встречались. С Игорем работали, да. Это его дебют.

Какие первые впечатления после фильма? Хотелось бы услышать ваше мнение как режиссера.  

То, что Франко получился живым персонажем, это очень хорошо. И Вячеслав молодец! Он сделал его объемным, цельным, сделал его таким, что, мне кажется, ты его полюбишь как зритель. Это очень важно! Потому что, знаете, как иногда говорят: «Если в театре нет исполнителя роли Гамлета, не надо ставить Гамлета, ставьте другой спектакль», здесь он есть, и это замечательно! Главный герой (или героиня) формирует по большому счету твое ощущение по фильму и истории. В целом, очень крепкие актерские работы.

Мне достаточно сложно судить о внешней схожести и поведенческих характеристиках двух пар актеров — я имею в виду наших со Славой персонажей и Андрея Фединчика с Романом Кулишем. Мне сложно судить о том, насколько мы коррелириуемся друг с другом, это уже, наверное, зритель скажет. Кто-то, я помню еще в приватных дружеских разговорах, шутил, что путали нас, меня с Фединчиком.

Внешняя схожесть однозначно есть! 

Да? Мне сложно судить об этом. Как по мне, если как режиссера спрашиваете, в фильме точно есть очень хорошие сцены.

А какие именно сцены вас тронули больше всего?

Одна из первых сцен, когда Франко по просьбе знакомого идет спасать семью врача. Сцена между ним и супругой, с пощечинами — она очень много рассказывает и о характере взаимоотношений, и их градусе, и об атмосфере в принципе за стенами этого дома.

А сцена драки Франко и Грищука в поезде?

Да! Мне кажется, неплохо получилось. Это респект нашим хореографам по бою. Это Дима Рудый с командой. Я тоже с ними обычно работаю, уже не помню, сколько лет и фильмов. Смотрится хорошо!

Мне еще понравилась работа художника-постановщика, и художника по костюмам, и по гриму. Опять же, может, потому что я был внутри и знаю все. Иногда мне казалось, что с кровью мы немного переборщили (улыбается).

Вам достался чрезвычайно сложный персонаж, с глубокой душевной травмой. Играть такого героя доставило удовольствие?

Конечно! Во-первых, отрицательные персонажи всегда так выписываются драматургически, позволяя не замыкаться на каком-то одном инструментарии и давая свободу в рисунке, в эмоциях. Потом — интересна сама история такой многолетней дружбы, которая разбилась о скалы неразделенной любви, трагической ошибки, когда один подумал, что его предали, и вся жизнь пошла, собственно, под откос. Такая выжженная пустыня внутри себя. Интересно играть такого персонажа.

У вашего героя есть на лице огромный шрам Он и был прописан по сценарию? 

Не совсем. Я благодарен художнику по гриму, да и режиссеру, и продюсеру, потому что мы это обсуждали достаточно бурно. Я попросил сам изначально, говорю: «Давайте что-то придумаем». Хотелось как раз хотя бы один шрам его сердца вытащить наружу. Даже внешне, когда человек с таким шрамом улыбается, то лучше бы он не улыбался. Это и хорошо.

А как вы попали в этот фильм? Неужели пришлось проходить кастинг?

Да, я считаю, что это абсолютно нормально. Святое право режиссера познакомиться с актером до того, как он вышел на площадку. Ситуации бывают разные. Иногда режиссеру это не нужно, ему достаточно того, что он видел из работ этого актера.

А в вашем случае?

Мне прислали сценарий. Тут без контекста не обойдешься. Дело в том, что с кастинг-директором Аленой мы познакомились первый раз, когда она позвонила мне несколько лет назад и передала сценарий о Василие Стусе.

Вы могли ж сыграть в фильме «Заборонений», да?

Я до этого играл Василия Стуса в короткометражном фильме у Игоря Стеколенко и даже имел честь получить Премию за лучшую мужскую роль, но от роли в фильме отказался. Мне очень не понравился сценарий. И по старой памяти Алена передала мне «Іншого Франка»: «Почитайте, мне кажется, вам понравится, сценарий еще переделывается, и режиссер-дебютант сам понимает, что будут еще переделки, но вас может это заинтересовать».

И меня пробовали и на Франко, и на Грищука. Почему-то у меня была внутренняя уверенность, когда я прочитал сценарий, что нет, я не Франко, я скорее Грищук, выдуманный персонаж.

То есть история и драматизм героя вас зацепили сразу же?

Конечно! В этом случае гораздо больше поле деятельности твоей роли и самое главное — история, которая, как шампур, держит все поступки героя и даже оправдывается. Нас же учат в театральных школах, что ищи в плохом хорошее, в хорошем — плохое, в каждом персонаже. С этой точки зрения, как раз потенциально понимал, что здесь есть над чем работать. Достаточно нервный был съемочный процесс.

Фильм снимали в 2019 году в Киеве и Львове. Где вам больше довелось?

Во Львове у меня был не то что один съемочный день, а по большому счету я приехал во Львов с Одесского кинофестиваля выглянуть в окошко и крикнуть: «Эй, Максим, иди сюда». Тогда планировалось что-то еще поснимать, но это съемки, много внешних факторов. Я в основном здесь, в Киеве, снимался.

Вы знаете, что о фильме уже пишут? Главные роли сыграли два украинских секс-символа: Довженко и Сеитаблаев. Как вы относитесь к таким сравнениям?

Да нормально. Я так скажу, я не парюсь по этому поводу и не просыпаюсь с ощущением, что вот я — секс-символ. Секс-символ это Сильвестр Сталлоне, это Брэд Питт.

Это вы пошли по Голливуду. А в Украине есть секс-символы, на ваш взгляд? 

Надо подумать.

Тараса Цымбалюка называют так, к примеру. 

Да! Почему нет?! Высок, красив, харизматичен, физически гармоничен.

А вы со Славой почему нет?

Мы чуть-чуть другой возрастной категории. Как мы иногда шутим, моя целевая аудитория — девочки до 12 лет и прекрасные дамы после 45-ти (смеется).

Ахтем, как думаете, чем ценен фильм «Інший Франко» для украинского патриотического кино?

Я могу сказать по своим ощущениям. К стыду своему, работая над «Захаром Беркутом», я настолько был увлечен самой историей Ивана Франко и написанной им повестью, что я совершенно пропустил историю о его сынах, тем более о Петре. Потому что потом, когда начал интересоваться, получив этот сценарий, узнал многое о человеке, который был настолько разнообразен в своих познаниях и успешен в них. Он был не просто теоретик, он, придумывая работы и исследуя что-то, как правило, доводил это до конца, и это работало, что в химии, что в инженерии, не говоря уже о его гражданской позиции.

Рядом с этим, разворачивается абсолютно до конца непонятная, и мне в том числе (с точки зрения: а как это возможно было), детективная история. Опять же, Петр прожил в Советском Союзе, то есть его пригласили в Союз, где прожил 5 лет, таки благополучно оттуда смог выехать, его отпустили, подписав документ о неразглашении. Хотя он разгласил. Это же от него стало известно на Западе о событиях в Украине. Даже просто получить информацию, что были такие люди, еще и сын того самого Ивана Франко, и у него вот такая история, это уже немало!

Знаете, бытует такое мнение: природа на детях отдыхает, но не в случае с Петром. У меня с детства такое ощущение, что о тех, о ком рассказывается в фильме или книге, это обязательно какие-то исключительные люди, они совершили что-то особенное. Я очень рад тому, что есть такой герой, который хотел любить, быть любимым, хотел быть другом, очень хотел защитить тех, кто ему дорог. Лично мне хотелось бы чуть-чуть больше заглянуть «в кухню» украинского Леонардо да Винчи. Творчество — вообще субъективная территория, не бывает объективного мнения, есть только твое личное. И я думаю, что у фильма немало достоинств!